МИХАИЛ ГОЛЕР

Мой дед МИХАИЛ ГОЛЕР был в Советском Союзе журналистом, режиссером телевидения, кинорежиссером .. А здесь, в Америке он написал две книжки для туристов:"Ах, НЬЮ-ЙОРК, МОЙ НЬЮ-ЙОРК" и "АМЕРИКА, АМЕРИКА-ОТ БЕРЕГА ДО БЕРЕГА", путеводители, но с комментариями. Он попросил меня сделать их доступными для всех желающих, так как в продаже их уже нет. Поэтому я поставил эти книги на свой сайт. Самая любимая его экскурсия по Нью йорку. В ней,кроме обычных достопримечательностей, которые показываю все гиды, он предлагает посмотреть на единственный в мире памятник гомосексуалистам и лесбиянкам, два памятника одному человеку стоящие буквально рядом, памятник итальянскому революционеру Джузеппе Гарибальди (и что его занесло в Нью-йорк?), место где на деревьях массово вешали преступников,предлагает посетить копию знаменитой тюрьмы СИНГ-СИНГ воспетой в американских фильмах,и.т.д.Туристы в восторге. Заказать экскурсию можно по телефону: 1-718-564-9416, или по эл. адресу mgoler@yandex.com. Там можете с ним познакомиться лично. АЛЕКС ГОЛЕР.


Дорогие мои туристы…


Я люблю своих туристов. Честное слово! Во-первых, мне интересны

люди. Хотя бы в силу своей прежней профессии кинорежиссера-

документалиста. Столько судеб, удивительных историй, исповедей…

Да и кроме того они же мои кормильцы, что тоже немаловажно.

Вы уже догадались, что я работаю гидом, или по нашенски ,экскурсоводом.

10.5.12

Мы были первыми.....



В своё время меня поразил номер «Еврейского местечка», где в виде генеалогического древа  были обозначены еврейские организации Молдовы. Боже мой! Как же вас много!  В конце 80-тых  годов мы были первыми. И назывались мы «Общество еврейской культуры». Началось всё с того, что мой друг, писатель, журналист Анатолий Коган познакомил меня с некиим приезжим из Курска Борисом Волом. Узкое интеллигентное лицо, изящная бородка, сухощавая фигура...Борис дал мне самиздатовский журнал «Тарбут» и я прочитал знаменитое вступление:  «Не бойся! Перед тобой еврейский журнал». Борис и был первым организатором еврейской общины под личиной «Общество еврейской культуры».
Организационный съезд должен был состояться в прекрасном уютном большом зале Дома Кино. Добро на это дал по моей просьбе тогдашний председатель СК Молдавии Эмиль Лотяну. Но сорвалось: Лотяну был в командировке в Москве, а директор Дома Кино Василий Попа  отказал, сославшись на то, что именно в это время в зале перед детьми должен выступить фокусник, с которым якобы заключен договор. Никакого фокусника, конечно, не было (очевидно Попа посоветовался в каких-то райкомах – горкомах). Но фокус не удался: съезд наш всё-таки прошёл на третьем этаже Дома просоюзов в небольшом зальчике, где мы обычно собирались. Власть явно была растеряна: с самого верха очевидно шла команда: «Позволять!», а снизу по привычке «Не пущать!» Мы же, осторожно, ощупывая препятствия, всё активнее и активнее строили своё общество. Я не пишу его историю (мне это не под силу), и вот, что запомнилось из тех дней особенно ярко.
На выборах тайным голосованием было создано Правление (очень огорчили три голоса, поданных против меня). Председателем был избран композитор Володя Биткин, а его заместителями писатель Борис Сандлер и я. Несомненный лидер Борис Вол взял на себя хлопотную должность ответственного секретаря, он сознательно отходил в тень, выдвигая нас на первый план. Хотя положа руку на сердце, он являлся и душой и мотором всего нашего дела. Удивительный человек: вера в идеи сионизма сочетались в нём с потрясающей деловой хваткой. Он был прекрасным психологом, умело гасил конфликты, обуздывая излишнее самомнение некоторых товарищей  и мы видели воочию, что Борис радеет только за дело. Увы, когда он уехал в Израиль, началась борьба амбиций, стали делить портфели, разгорелись страсти...(но об этом вспоминать не хочется).
Начальный период был романтичным  и нас охватила эйфория. Трудяга Биткин не чурался никакой работы, выбивал залы и нес документы знакомой машинистке. Правление собиралось каждую неделю в полном составе, только одного члена мы мы ни разу не видели, режиссёра Хармелина, вечерами он был занят в своём театре. Всё было впервые, от связей с израильскими дипломатами до добывания денег. На одном из заседаний бухгалтерша торжественно оповестила нас: - Поступило 10 тысяч рублей, от Голера!
Все с удивлением обратили взоры на меня. Оказалось, что по моей просьбе, деловой человек, начальник производства  театрального общества Даниил Марков, перевёл эту сумму на наш счёт. Правда, позже выяснилось, что это не только моя заслуга, с аналогичной просьбой обратился наш Биткин к его жене. Позже мне сам Марков говорил: - Ты понимаешь, что перед тем, как дать эти  деньги на еврейские дела, я должен вдвое большую сумму перевести молдавскому театру. Но на долгое время за мной закрепилось репутация очень делового человека. (И как позже оказалось, совершенно напрасно). К нам в ОЕК зачастили иностранцы, многие представители общественных организаций осведомлялись о наших нуждах, всё аккуратно записывали, но реального продолжения практически это не имело. Кое-кто просил о деловых контактах. Когда я отсылал их в Торговую палату, они мялись, намекали на неофициальные контакты. На моё счастье заместителем Председателя Совета Министров  республики был  Виктор Каниковский, с которым мы начинали свой путь в кинолюбительстве. Витя потом пошёл по партийной линии, был первым секретарём Кишинёвского горкома партии, а затем восстав против 1 секретаря ЦК Бодюла, был сброшен  главой Главгеологии республики. Ну, а в новые времена настал его час. Любимая шутка Каниковского была: - Ну вот, из Миши толк получился, а я так и остался за бортом кинематографа. И это на приёме деловых людей, которых я приводил в его огромный кабинет. Гости млели и мой престиж стремительно вырастал в их глазах. Увы, то что за такие услуги во всём цивилизационном мире ещё  платят денежки, я узнал позже, уже приехав в Америку.
Связи в верхах пригодились и тогда, когда ко мне обратился некий Ниссан Зеф, вице-президент израильской туристической фирмы. По заданию организации «Натив» они сотворили линию по скорой переправке желающих выехать в Израиль. (Прямого сообщения тогда не было). На автобусах людей вывозили в Бухарест, а оттуда на самолётах румынской авиакомпании - на землю обетованную.. Автобусы шли под охраной, организованной Зефом. Хлопот было много. Народ прибывал из разных городов, надо было их временно разместить, очередь желающих не убывала. Я обеспечивал поддержку сверху и быстрое прохождение границы. (Недавно встретил Ниссана  Зефа в Израиле и он сказал, что о подводной части этой операции, когда-нибудь ещё напишут).
Появился на горизонте ещё один израильтянин Мирон Шор, сослался на рекомендацию ко мне моего друга, известного писателя Эфраима Бауха. Я вводил его в высокие кабинеты, а он учил меня азбуке деловых контактов. (Увы, не в коня корм). До сих пор с краской стыда вспоминаю, как я сидел с ним рядом на деловых переговорах с директрисой прославленной Тираспольской швейной фабрики, надувал щёки, что-то многозначительно мычал.
Мирон, правда, обещал вознаграждение, когда пойдут первые доходы. Но я их так и не дождался -  укатил в Америку. (Из светской хроники узнал, что его сын успешен в бизнесе и женат на очаровательной певице Жасмин. Надеюсь, он помнит, что основу заложил его папа!).
ОЕК набирал силу. Авторитет организации настолько возрос, что мне удалось без особого труда выселить каких-то торгашей со двора синагоги, заручившись одобрением председателя горисполкома. Правда, чиновник, которому было начальством предложено осуществить эту акцию, наотрез отказался: - Вот пусть Голер сам их и выселяет. Я ответил, что нет проблем, я сейчас позвоню его высокому начальству и попрошу его пойти со мной на выселение. Чиновника как ветром сдуло. Хотя мне ещё некоторое время угрожали обиженные дельцы по телефону.
Самое яркое воспоминание от встреч, устраиваемых нами, с интересными людьми в огромном зале Дома Культуры фабрики «Стяуа Рошие». Эта заслуга Володи Биткина. Встречи были с посланцами различных еврейских организаций, раввинами всех течений иудаизма. В зале яблоку негде было упасть. Всё воспринималось как глоток свежего воздуха.
Я несколько раз приезжал в родной город из Америки и думал в простоте душевной, что моим соплеменникам интересно будет встретиться с одним из отцов-основателей общины. Увы, милейшей Элеоноре Леошкевич удалось собрать в КЕДЕМе несколько старичков (видно это типа «детского садика» для пожилых), которые безучастно  выслушали мой рассказ и только после окончания один из них спросил меня каким лекарством  в Америке лечат простату. Узнав, что  тем же, что и в Молдове, удовлетворённо хмыкнул. Видимо, времена изменились.
Но вернусь в славное прошлое. К нам приходили не только евреи. Артист Русского театра Сева Гаврилов вызвался читать философскую главу Библию, книгу Екклезиаста. В том же зальчике на третьем этаже Дома профсоюзов задернули портьеры, зажгли свечу на фоне чёрного бархата. И при этом дрожащем свете полилось: - Во многая мудрости, много печали. И кто умножает познание – умножает скорбь....
Самое прекрасное, это потрясённые лица молодых ребят, впервые  узнавших, что их предки дали миру эти философские, глубокие истины ещё тысячилетия тому назад. Ну и, конечно, участие в первых двух конгрессах ВААДа, когда мир расширился до пределов планеты. И перед глазами, как мы стояли перед беснующимися антисемитами у входа и вдохновенно пели, нет орали, Атикву, прямо в искажённые ненавистью  рожи. Разве такое забудешь!

                                 Михаил  Голер



No comments:

Post a Comment