МИХАИЛ ГОЛЕР

Мой дед МИХАИЛ ГОЛЕР был в Советском Союзе журналистом, режиссером телевидения, кинорежиссером .. А здесь, в Америке он написал две книжки для туристов:"Ах, НЬЮ-ЙОРК, МОЙ НЬЮ-ЙОРК" и "АМЕРИКА, АМЕРИКА-ОТ БЕРЕГА ДО БЕРЕГА", путеводители, но с комментариями. Он попросил меня сделать их доступными для всех желающих, так как в продаже их уже нет. Поэтому я поставил эти книги на свой сайт. Самая любимая его экскурсия по Нью йорку. В ней,кроме обычных достопримечательностей, которые показываю все гиды, он предлагает посмотреть на единственный в мире памятник гомосексуалистам и лесбиянкам, два памятника одному человеку стоящие буквально рядом, памятник итальянскому революционеру Джузеппе Гарибальди (и что его занесло в Нью-йорк?), место где на деревьях массово вешали преступников,предлагает посетить копию знаменитой тюрьмы СИНГ-СИНГ воспетой в американских фильмах,и.т.д.Туристы в восторге. Заказать экскурсию можно по телефону: 1-718-564-9416, или по эл. адресу mgoler@yandex.com. Там можете с ним познакомиться лично. АЛЕКС ГОЛЕР.


Дорогие мои туристы…


Я люблю своих туристов. Честное слово! Во-первых, мне интересны

люди. Хотя бы в силу своей прежней профессии кинорежиссера-

документалиста. Столько судеб, удивительных историй, исповедей…

Да и кроме того они же мои кормильцы, что тоже немаловажно.

Вы уже догадались, что я работаю гидом, или по нашенски ,экскурсоводом.

14.5.14

Дорогие мои туристы (записки экскурсовода)



Я люблю своих туристов. Их жадный интерес ко всему увиденному и услышанному. Терпимо отношусь к тем, кому интересней как можно быстрее и в больших местах отметиться. Щелк, щелк фотоаппаратом (а сейчас айфоном) и нетерпеливо
помчались дальше. Обычно они не слушают гида. Напоминают
 мне собачек, которые метят у каждого куста свою территорию поднятой ножкой. И даже не обижаюсь на тех, кто жалуется на меня. Хотя и бывает это очень редко.
Однажды менеджер агентства, с которым я сотрудничал, вызвала меня и почему-то шепотом, округлив свои глаза, спросила меня: - Миша, одна туристка пожаловалась, что вы даете мало информации! Я, естественно, удивился.  Что-что, а уж информацией я своих туристов заваливаю (иногда, чересчур, сверх меры). Стали разбираться и выяснилось, что в поездке на курорт Кейп-Код я почти ничего не говорил о том, где и в каком магазине, на какие товары бывают распродажи. Я сказал, что в следующий раз возьму с собой  свою жену, большого специалиста по этим вопросам. Кстати, я вспомнил эту жалобщицу, благо она сидела в первом ряду, сразу за шофером. Как только в дороге я начинал свой рассказ, она немедленно засыпала. Так что я выступал в качестве снотворного.
         Но все равно я их всех люблю. Разных по возрасту, полу, интересам. Да я и сам многое от них узнаю, напитываюсь современными жизненными реалиями. Тем более, что приезжают они из разных мест: Москва и Сидней, Кельн и Торонто, Казань и Гамбург...Где только наших нет! Жизнь их разбросала по всей планете.

Вопросы бывают разные:
                        умные и праздные....


Никогда не писал стихов, а тут что-то в рифму сложилось.  А если серьезно, то действительно вопросы бывают разные. Об истории, религии, образовании, бывают типа – “А кто в этих небоскребах живет?”, - “А если лифт сломается, а квартира на 33-ем этаже“ – этот задан со злорадством... Но чаще всего волнуют моих туристов бытовые мелочи, устройство жизни, качество услуг. Сперва это удивляло меня, а потом я вспоминал как в первое время по приезде в страну сам поражался я тому, что на каждом квартале есть сходы, чтобы прошла инвалидная коляска и ни один офис, ни один музей, театр не откроют без того, чтобы в него не могли вьехать  на колясках, что городской автобус наклоняется, дабы опустить пониже ступеньку для стариков и детей и т.д. Помню как поразило нас, когда перед летними каникулами мы получили письмо из школы, в которой начал учиться наш внук. А в письме было написано, что в школе работает столовая, куда может придти любой ребенок и поесть без предъявления каких-либо документов. И финальная фраза, которая вызвала слезу у моей жены, учительницы с 30-летним стажем: - Ни один ребенок не должен остаться голодным!
         Поэтому я всегда говорю своим туристам, что в любой итальянской деревушке старины больше, чем во всей этой стране. Америка интересна своей историей и, главное, тем как она устроена, как протекает каждодневная жизнь ее граждан. И интерес к этому огромный. Сопоставляют, примеряют к своей стране, спорят...
         Мой внук служил в американской армии, воевал в Афганистане, награжден 12-тью медалями и среди них знаменитое  “Пурпурное сердце”, которое дается за ранение в бою. С трудом мы уговорили  его после окончания срока первого контракта с Пентагоном уволиться. Он ушел с формулой “отставка с почетом”. Так вот, когда на вопрос одного туриста об американской армии, я перечислил льготы, которыми он пользуется, пожилой турист с явно военной выправкой, с горечью сказал: “Если бы это прозвучало на нашем первом канале, то был бы бунт в российской армии”.
         В свои 30 лет мой внук числится ветераном, и такими как он занимается отдельное министерство ветеранов. А вот министерства культуры в Америке нет! То есть, культура, конечно есть. Но это не забота государства, чиновников к ней не подпускают. И вообще, американцы стремятся как можно больше ограничить вмешательство властей в свою повседневную жизнь. У общества есть другие рычаги и способы.
         Когда дорога долгая, скажем из Нью-Йорка в Вашингтон, в Филадельфию, меня буквально заваливают вопросами и мы разминаем много разных тем от истории страны до американской кухни. Всеобщую поддержку находит тезис, что американцы считают лучшим вложением капитала в образование своих детей. Недвижимость на втором месте.
         Но из всех вопросов, которые я слышал за более чем 20 лет работы гидом, мне особо заполнился один. Этакий король туристских вопросов. Прозвучал он на  мемориале-могиле президента Джона Кеннеди на воинском Арлингтонском кладбище. Находится оно в штате Вирджиния, недалеко от городка Арлингтон, буквально рядом со столицей Вашингтоном.
         Таких кладбищ, где военнослужащих хоронят за счет государства, в Америке около сотни. Но Арлингтонское самое почетное и известное. Здесь находится могила неизвестного солдата 1-ой Мировой войны, 2-ой Мировой войны, Корейской войны... Было и захоронение неизвестного солдата Вьетнамской  войны. Но тут случилась совершенно сказочная история. Какая-то семья посчитала, что там захоронены останки их родного человека, летчика штурмовой авиации и настояла на эксгумировании останков. Был проведен анализ ДНК, да не один, а два, которые доказали их правоту. Останки были по требованию семьи перезахоронены на кладбище городка, откуда и родом погибший. Все туристы идут нескончаемым потоком к могиле неизвестного солдата и к мемориалу-могиле Джона Кеннеди. Она находится на возвышенности, откуда открывается чудесный вид  на Вашингтон и представляет из себя небольшую площадку, окаймленную с одной стороны гранитным парапетом с известными изречениями покойного президента, а с другой стороны сама могила, где горит вечный огонь. Здесь же похоронена его жена Жаклин Кеннеди – Онассис и двое маленьких детей, умерших в младенчестве.
         На площадке всегда полно туристов из разных стран, американских школьников и студентов. Строгий служитель следит за порядком. Все разговаривают вполголоса, могила все таки...
         И когда я окончил свой краткий рассказ о президенте и прозвучал этот вопрос вопросов. Юное существо примерно 17 лет спросило: - Михаил, а отчего умер Кеннеди?! Вся моя группа грохнула хохотом. На нас недовольно обернулись прочие туристы, поспешил к нам блюститель порядка...Но когда я перевел им вопрос юной особы, веселилась уже вся площадка. Когда все успокоились, я спросил ее: - Деточка, ты откуда? – из Самары, - обескураженно ответило дитя. Кто-то рядом простонал: - Хочу в Самару!  Воистину “Здравствуй племя, младое, незнакомое...“   Бывают и вопросы, которые ставят буквально втупик. В однодневную экскурсию в Филадельфию входит и посещение так называемых Садов Дюпона. Это поистине райское место находится примерно в часе езды от Филадельфии. Туристы заходят в гигантскую оранжерею, прогуливаются среди цветников и реликтовых деревьев, смотрят на игру фонтанов... А по дороге в город я вкратце рассказываю об этих садах, о фамилии Дюпонов, выходцев из Франции...Когда я кончил, одна дама спросила меня: - Миша, я правильно вас поняла, что после Филадельфии мы заедем в Париж? Воцарилась мертвая тишина, автобус выпал в осадок. Предполагая, что она шутит, я осторожно заметил, что между нами тысячи верст суши и воды. – Ну и что? - безмятежно ответила она. После этого я не отпускал ее от себя ни на шаг. Мало ли что! Тем более что Парижей, Гамбургов, Одесс в Америке тьма-тьмущая. Сядет в такси, скомандует “в Париж”, ее повезут в соседний штат. 
         Но бывает, что я не только говорю, но и слушаю своих туристов. Их замечания бывают такими остроумными и точными, что я их записываю. В Филадельфии стоим у исторического здания, где 4-го июля 1776 года была подписана Декларация Независимости, объявляющая о выходе американских колоний из под власти английского короля. И я с пафосом цитирую строки из нее: - Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.
             В наши дни это кажется самоочевидным. Но это было провозглашено в эпоху королей, царей, шахов и эмиров. В эпоху, когда большинство считалось “подданными его Величества”. Когда английский король Георг III ознакомился с этим документом, он воскликнул: - Какое божественное безумие! - Да, безумие, но все-таки божественное. Мой рассказ о Декларации прервал нетерпеливый голос одного из туристов: - Мишаня, да понятно: это ихнее 7-ое ноября.
         Вот так в сознание людей сопрягаются разные эпохи и времена.
В Филадельфии у этого  здания, где была принята Декларация Независимости, находились деревянные столбики, с железными обручами и кольцами. К ним привязывали лошадей (к сожалению, их сейчас заменили столбиками из металла). Мои подробные рассуждения на эту тему прервал один из туристов: -  Миша, все понятно: паркинг восемнадцатого века! - По моему блестяще.
         Бывают и конфликты. Об одном столкновении рассказала моя коллега Неля. Во время пребывания на курорте Кейп-Код одна туристка говорит ей:  - Я на китов не поеду. Меня укачивает на корабле. Но билет вы мне все-таки купите и помогите его продать. И все это в повелительном тоне, как нерадивому официанту. Изумленная Неля отвечает ей, что это незаконная операция. Цена билета групповая, она ниже, чем для индивидуальных покупателей. И если продать его по полной цене, то будет мошеничество. И в этом она, гид, участвовать не может. Дама рассердилась и наставительно ей заявила: - А вот другой гид, профессиональный, (с ударением на этом слове) мне это делал. Ответ был кратким и блестящим: - Ну, считайте, что я для этой операции недостаточно профессиональна!                  

Синдром попутчика

Давно уже отмечено, что с незнакомыми людьми мы бываем более откровенными, чем с близкими. Вспомните длинные задушевные беседы с попутчиком в купе поезда. Подспудно понимаешь, что никогда больше не встретишь этого человека. И облегчаешь душу откровенной исповедью. Своеобразный синдром попутчика. И мне, и моим коллегам, зачастуя приходилось выслушивать такие откровения.
         Несколько раз возил по Нью-Йорку работников посольства. У них свой автобус, свой шофер. Едут в основном технические работники: повара, электрики, сантехники...Едут с семьями, с детьми. Но обязательно их должен сопровождать кто-то из работников более высокого ранга, дипломат. Знакомимся. На сей раз мужчина с военной выправкой, поджарый. Аккуратная, под англичанина, ниточка усов. Бывший полковник спецслужб, служил два года в Сирии, на Голанских высотах в 70-ых годах. Откровенен. – Уважаю израильтян и презираю арабов. Нас заставляли называть их садык – друг. А они нас – Мистер. Но нам запрещали так к ним обращаться, это де американское, западное обращение. Они нам Мистер, Мистер, а мы “садык”. У арабов нет понятия равенства. Ты или выше, или ниже. Ах, друг, равный тебе, значит ты перед мной заискиваешь. И стали хамить. Такой случай. Идут наши цепочкой, замыкает ее канадец (миротворческие силы). На дороге развалился араб, вытянул ноги, перекрыв ими тропинку. Наши с извиняющей улыбкой осторожно перешагивают через его ноги. Когда дошла очередь до канадца он с размаху врезал ему кованым ботинком по ногам. Тот вскочил, начал униженно извиняться. А когда прощались, канадец сказал нам: - Хорошие вы ребята, русские. Но я вас не уважаю!
         Другая история, более современная. Стоим на берегу бухты в Нью-Йорке. Вдали виднеется статуя Свободы, о которой я подробно рассказываю истории драматичные и смешные. Туристы нормально реагируют то удивляются, то смеются. И только одна, средних лет , с деревенским лицом, явно погружена в свои печалные мысли. Спрашиваю, чем она озабочена. – Да вот приехала дочь навестить, а она за еврея замуж собралась. Моя мама просто вне себя! 
И это она говорит мне, чья физиономия явно свидетельствует о принадлежности к богоизбранному народу. Причем, даже не смущаясь. – А вы откуда?  - спрашиваю. –Из Волгограда. – Ну, а у меня невестка была из Челябинска. Русская девушка, Колоскова Светлана. И ничего. Жили с сыном дружно. Внука прекрасного мне подарила. Жаль, умерла от рака. Сын долго не женился...А теперь у меня невестка грузинка. И прелестная, бойкая внучка. - Женщина как бы немножко воспряла. И я усилил нажим. – Во-первых, еврейский муж никогда не поднимет руку на жену. Ну, не принято у евреев жен колотить. Даже любя. Во-вторых, у нас практически нет пьяниц. – Да, - с некоторым удивлением подхватила она, - будущий зять мне все время подливает, а сам почти не пьет. – Ну вот, видите, удовлетворенно ответил я. – И чтобы уж совсем добить, подытожил: - Еврейский муж все в дом несет, а не из дома. Жене отдает и она бюджетом семьи командует. Даже если иногда он и согрешит, то тихонечко на стороне, чтобы до жены не дошло. Дом – это святое!
- Ну, спасибо Вам. Вы меня немного успокоили. Маме в Волгоград позвоню, что все не так страшно. -  Буду считать, что одну семью я спас от возможного развала.
Другая история на схожую тему. Молдавия. Оргеевский район. В прекрасной лесистой местности, селе Курки, в бывшем монастыре  психиатрическая лечебница. На фронтоне здания долго красовался лозунг: Ленин с нами. Пока кто-то из начальства не углядел крамолу и лозунг сняли. Директриса,  - естесственно из титульной нации, - яростная антисемитка. И вот уже в новые времена, когда стал возможным выезд за железный занавес, ее дочь отправилась в туристическую поездку по Италии. И там, возможно в Вероне, встретилась с юношей, бывшем кишиневцем, а ныне израильтянином. Любовь, замужество...К ужасу мамы мужа зовут Моня, а их первенца – Беня. И бабушка души не чает в своем внуке Беничке.
И закончу свои заметки гида одним подслушанным разговором. Одна американская компания  торгующая всякой техникой для животноводства регулярно приглашает из России хозяев ферм, молокозаводов, боен в Штаты для ознакомления со своей продукцией. В программу входит и экскурсия для них по Нью-Йорку. Начинается она очень рано, в 8 часов утра.
Собираемся в автобус. И в лобовое стекло видно как грузчики разгружают из фургона ящики. Ящики тяжелые. Рабочих много. Таскают их слаженно. Как муравьи. За спиной слышу голос: - Глянь, Вася! Работяги, а с утра трезвые!?
Вот так!
                                                                       


      Михаил Голер


No comments:

Post a Comment